Мастер-класс по игре на кубызе

Завораживающие звуки кубыза пробуждают образы степи, лошадей, мчавшиеся по ней и вольного ветра… Слушаешь эти мелодии, и музыка уносит нас от повседневности — пусть на несколько мгновений, — но мы и не думаем сопротивляться. Музыка влияет на тело и душу, она способна объединить целое поколение — и даже всю страну — глубоким чувством общей судьбы, силы будущего. Оказывается, кубыз лечит астму и бронхиты. Башкирские женщины наигрывали на кубызе успокаивающие колыбельные для детей. И еще когда слушаешь органную музыку и курай вместе — из глаз текут слезы — потому что затрагиваются все струны твоей души — уходят боль, злость, остается умиротворение и наслаждение миром музыки!
Вот такой супер мастер-класс по игре на кубызе прошел 5 октября в Башкирском лицее имени Рамазана Уметбаева в классе шаймуратовцев (классный руководитель Арсен Сагадатович Куланбаев), провела его Заслуженный работник культуры РБ Дилара Мухитдиновна Рафикова. Также на мастер-классе присутствовала доктор филологических наук Акманова
Римма Суюндуковна, она рассказала легенду о происхождении кубызе.
В ходе мастер–класса Дилара Мухитдиновна показала различные приёмы игры на кубызе, рассказала о разновидностях кубыза. Учащиеся познакомились с техникой исполнения на башкирском народном инструменте. Кубыз является одним из старинных башкирских музыкальных инструментов, прошедшим через века и практически не изменившим свой внешний вид.
О происхождении кубыза в народе сложена легенда: «Однажды бедный пастух-сирота Бикбай смастерил себе кубыз из клена и научился играть на нем плясовые мелодии. Когда молодежь выезжала в поле, то пела и плясала под его кубыз.… Как-то Бикбая пригласили на йыйын. Когда он играл на кубызе, то все девушки плясали под его музыку, а старшая дочь бая Гульсум непрерывно на него смотрела. Бикбаю тоже нравилась эта девушка. В знак своего расположения он подарил ей свой кубыз». В легенде говорится об инструменте из клена. Хотя в Башкортостане в прошлом кубызы изготавливались из гусиного пера, гусиной косточки и даже из верблюжьего копыта. До XX века кубыз был женским и детским инструментом. Собираясь на «аулак», женщины обычно брали с собой кубыз и тайком музицировали на нем. Тихое звучание инструмента давало возможность играть, не привлекая внимания посторонних. Благодаря этому он был в прошлом инструментом башкирской женщины. Башкирская женщина не имела права громко говорить и петь, а кубыз давал ей возможности, выражать свои чувства в музыке. С другой стороны, кубыз настолько мал, что хранение его не представляла трудностей. Также Дилара Мухитдиновна рассказала детям о названии ансамбля «Яугел», легенду о озере Яугел (Культабан) и семи девушках, которые утонули там во имя чести и верности!
Мастер-класс произвёл большое впечатление на детей. В восторге были все! Спасибо за проведенный мастер-класс! Было очень интересно и познавательно!
#мастерклассигранакубызе