Янсык

Анкета
объекта нематериального культурного наследия (ОНН)
для подготовки рабочей формы описания

1. Название: Технология изготовления свадебного кисета “янсыҡ”.
2. Категория объекта: Традиционные технологии/ техники
3. Этническая принадлежность: башкирский мужской аксессуар
4. Язык: башкирский
5. Конфессиональная принадлежность: ислам
6. Места бытования: Хайбуллинский, Баймакский, Зилаирский, Зианчуринский, Абзелиловский, Белорецкий, Бурзянский районы т.е. районы Зауралья Республики Башкортостан
7. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА
“Янсык” – это небольшой мешочек, затягиваемый шнурком.
Раньше не было накладных карманов, чтобы носить деньги и личные вещи. Жёны и матери, когда провожали своих мужей, сыновей на войну своими руками от всего сердца вышивали кисеты. В эти кисеты вкладывали горсть земли. На войне солдаты хранили, берегли, ценили, носили у сердца, надеялись, что вернутся живыми и здоровыми на свою Родину. Когда девушка выходила замуж, она готовила подарки: своими руками шила и вышивала кисет и дарила братьям жениха, а сестрёнкам платочки.
В наше время кисет можно использовать для своих личных вещей, например, для сотового телефона, для косметички, для личных вещей.
А можно, в нашем случае, преобразить “янсык” в сумку-узелок.
Кисеты украшались вышивками или аппликациями из орнаментов.
Орнамент – это латинское слово, означает ритмично повторяющиеся узоры. Декоративный – от латинского, обозначает узор или украшение.

Узоры по-разному называются и предназначение у них разное. Бордюр необходим для окаймления изделия или нанесения узора по краям. Зиг-заг, уступчатые узоры также предназначены для окаймления края изделия. Завитки больше украшают середину и края изделия. Зооморфные узоры в виде стилизованных птиц и животных украшают основу изделия.
Орнамент может быть геометрическим, растительным, зооморфным.
Кускар бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия. Сердечко – гостеприимство. Солярный знак – солнце. Ромб – символ земледелия.
Криволинейные узоры: спирали, сердцевидные и роговидные, волны, которыми украшались в основном предметы кочевого быта. Эти виды орнамента характерны для степных районов Башкортостана относятся ко второму комплексу.
Распространенный по всей территории расселения башкир, представлен стилизованным растительным орнаментом – это третий комплекс.
Четвёртый комплекс сложных узоров, связанный с различными видами ткачества. Сюда входят многоступенчатые композиции из ромбов, треугольников, которые дополнялись парными спиральными завитками.
Украшениями в виде женских налобных повязок, аппликации на обуви в виде парных изображений животных и птиц, разделенных растительным орнаментом. Распространен был в юго-восточной части Башкортостана и Зауралье – это пятый комплекс.
Шестой комплекс, включает геометрические узоры ткачества и вышивки: квадраты и ромбы, простые, уступчатые, зубчатые, с продолженными сторонами, с парными роговидными завитками на вершинах, восьмиконечные розетки и др. Узоры этой группы, распространенные в западной и северной части Башкортостана и в Зауралье, применялись в орнаментации одежды и предметов убранства жилища.
В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный, т.е. яркий, многоцветный. Колористический образ (цветовое решение) – строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, желтый, черный, зеленый реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый. Фон изделий чаще всего красный, черный реже желтый и белый. Эти цвета башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе.

«Янсык» – это мужской кошелек, который изготавливается невестой для своего жениха. В Зауральских районах Республики Башкортостан янсык бывает 2-х видов: с растительным орнаментом и орнаментом кускара, тамбурная вышивка для которых делается иголкой. Обрамление данного праздничного аксессуара изготавливается двумя способами:
1) лентой, которая собирается гармошкой, шириной не более 1-1,5 см
2) кружевами, ширина которых не более 1,5-2 см

Место бытования
Янсык для жениха распространен в Зауральских районах Республики Башкортостан, это: Хайбуллинский, Баймакский, Зилаирский, Зианчуринский, Абзелиловский, Учалинский, Кугарчинский, Белорецкий, Бурзянский районы.
Для изготовления свадебного янсыка необходимы следующие материалы: хлопчатобумажный, льняной, атласный или бархатный ткани для вышивания с лицевой стороны (2 шт.) и хлопчатобумажная ткань (подкладочная), для внутренней стороны. Мулине используют для вышивания и для 2-х кисточек, шнура. Для второго вида янсыка необходима соответствующая нитка (хлопчатобумажная, шелковая, серебряная или золотая) и крючок для плетения кружева. Нижняя часть янсыка должна быть овальной (округленной) формы.
1. Лента шириной 2 см собирается в гармошку и закрепляется в одну сторону лицевой ткани. Лицевая сторона вышивается тамбурной вышивкой, одинаковым узором (2 шт.). После закрепления гармошкой ленты и вышивания узора, обе стороны закрепляются друг с другом. Далее шьется внутренний подкладочный мешок, закрепляется с верхней стороны лицевыми сторонами. Для вставки шнура с кисточками шьем проход в верхней части янсыка.
2. После вышивания обеих лицевых сторон, соединяем и начинаем плести кружева, которые должны быть шириной 1см, 1,5 см, 2 см, не более. Если серебряной, золотой ниткой, не более 1 см. Кружева должны быть зубчатыми или с округленными узорами. После работы с кружевами, шьем мешок для внутренней стороны и закрепляем верхние части, далее шьем проход для шнурка с кисточками. Кисточки изготавливаются из ниточек или мулине.
Состояние бытования
Этот вид янсыка в данный момент восстанавливается, так как ошибочно бытует мнение, что янсык шьется полосочными рядами из ленточек, который характерен для нагрудника – тушелдерек, которую носят женщины как нижнее белье.
Исключительность/Ценность
Исключительность и ценность данного аксессуара для мужчин восстанавливается на основе этнографических рукописей, книг, статей. Реконструкция делается на основе данного объекта с районных, городских фондов музеев и Национального музея Республики Башкортостан.
Форма бытования
Янсык существует в настоящее время как в форме реконструкции, так и в форме авторских изделий на основе этнографических данных.
Этнологический аспект
Этнологический аспект изготовления данного янсыка Зауральских районов башкир вышивается иголками, северо-восточные районы работают крючком, полностью заполняя орнамент тамбурной вышивкой. В Зауральских районах только края вышиваются тамбурной вышивкой, а орнамент заполняется двойным тамбуром.
Исторический аспект
Янсык – это мужской кошелек для денег, драгоценностей. Как исторический аспект, этот мужской аксессуар тюркоязычных народов, в дальнейшем закрепился в элитных слоях общества Европы. Во время Германской войны 1914 года и Великой отечественной войны солдаты их стали использовать в качестве кисета, т.е. для хранения табака, который не был характерным для башкирского этноса.
Из современных ученых на данный момент технологию изготовления янсыка изучают Заслуженный работник культуры Гайнуллина А.С., есть упоминания у этнографов Руденко С.И., Шитовой С.Н., а также по ссылкам https://kurultai.ru/ru/content/3570-yansyk—bashkirskij-kiset-legenda-o-vozvrashhenii-domoj/?tag%5B1%5D=news , https://bashkizi.ru/articles/uly-dan-y-n/2023-06-06/g-lm-ryenk-y-yansy-m-ryen-su-3285842 , https://ba.wikipedia.org/wiki/Янсыҡ
Социологический аспект
Невеста дарит янсык для жениха во время никаха. Во внутрь янсыка кладут маленький мешочек с горным чабрецом, который в народе носит название «кейәү үләне», «ҡан үләне». Во время первой брачной ночи мешочек с этой травой достают из янсыка и кладут в подушку для новобрачных. В народе второе название «трава для крови» указывает на то, что настой горного чабреца очищает кровь и благотворно влияет на кровеносные сосуды.
Лингвистический аспект
Слово «янсык» производима от слова «йән», что в переводе с башкирского языка означает «душа» или «количество душ» принадлежащий данной семьи или роду, где финансовая сторона содержимого этого кошелька зависит от благосостояния данной семьи или рода. Одним янсыком можно купить табун лошадей, стадо крупного или мелко-рогатого скота.
У русского народа мужчины носили с собой кисеты для махорки, которые висели у них на поясах. Во время Германской войны и во время второй отечественной войны кисетами стали называть и башкирские янсыки, предназначение которых было отнюдь не для махорок.

8. ПРЕДМЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОНН

Навание атрибута: Янсык
Функция: для хранения денег и драгооценностей.

9. ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ/ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Для изготовления свадебного янсыка необходимы следующие материалы: хлопчатобумажный, льняной, атласный или бархатный ткани для вышивания с лицевой стороны (2 шт.) и хлопчатобумажная ткань (подкладочная), для внутренней стороны. Мулине используют для вышивания и для 2-х кисточек, шнура. Для второго вида янсыка необходима соответствующая нитка (хлопчатобумажная, шелковая, серебряная или золотая) и крючок для плетения кружева. Нижняя часть янсыка должна быть овальной (округленной) формы.
1. Лента шириной 2 см собирается в гармошку и закрепляется в одну сторону лицевой ткани. Лицевая сторона вышивается тамбурной вышивкой, одинаковым узором (2 шт.). После закрепления гармошкой ленты и вышивания узора, обе стороны закрепляются друг с другом. Далее шьется внутренний подкладочный мешок, закрепляется с верхней стороны лицевыми сторонами. Для вставки шнура с кисточками шьем проход в верхней части янсыка.
2. После вышивания обеих лицевых сторон, соединяем и начинаем плести кружева, которые должны быть шириной 1см, 1,5 см, 2 см, не более. Если серебряной, золотой ниткой, не более 1 см. Кружева должны быть зубчатыми или с округленными узорами. После работы с кружевами, шьем мешок для внутренней стороны и закрепляем верхние части, далее шьем проход для шнурка с кисточками. Кисточки изготавливаются из ниточек или мулине.

10. СПОСОБЫ И ФОРМЫ ПЕРЕДАЧИ ТРАДИЦИИ
Естественная передача традиции, передача во время свадебных торжеств. Применяется во время обучения студентов этнохудожественного отделения, и мастер-классов в учреждениях культуры.

Справочная информация
11. История выявления и фиксации (история, экспедиции и т. д.)

Во время Германской войны 1914 года и Великой отечественной войны солдаты их использовали в качестве кисета, т.е. для хранения табака, который не был характерным для башкирского этноса.

12. Источники информации:
Фонды музеев РБ, используются как архивный материал. В библиографии используется этнографические книги, монографии, статьи и легенды, связанные с данным объектом.
13. Современное состояние объекта
Данный объект бытует в Зауральских районах Республики Башкортостан, в их музеях и как изделие мастеров-изготовителей Зауралья.
14. Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры
1) Янсык для жениха используется в фольклорных представлениях, обычаях и свадебных обрядах, и на сценах и мастер-классах учреждений культуры.
2) В занятиях этно-художественного и фольклорного отделения учебных заведений культуры.
3) Проводятся мастер-классы по изготовлению данного объекта.

15. Авторы/Составители: Гайнуллина А.С./ Даутова А.А.
16. Дата публикации: 03.10.2023
17. Дата обновления: 19.12.2023
18.Сведения, сопровождающие аудио-, видео- и фотоматериалы:
аудио- и видеоматериалы – доб-ть
1) содержание файла (название/описание того, что зафиксировано на записи, ФИО людей, чьи голоса и изображения присутствуют на записи и т. д.);
2) автор записи, место и время фиксации;
3) место хранения материалов.
фотографии
1) содержание файла (описание того, что зафиксировано на фотографии, ФИО людей, изображенных на ней и т. д.);
2) автор фотографии, место и время фиксации
3) место хранения материалов.

10. ЛИЦО, ИМЕЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ОНН

Асия Султановна Гайнуллина является создателем и руководителем школы сэсэнов «Урал батыр», который является единственной в своем роде в Башкортостане. Уже много лет она преподает эпосоведение, этнографию и технику исполнения в этнохудожественном отделении Сибайского колледжа искусств им. К.А. Валеева. Также она является основателем Народной студии декоративно-прикладного искусства и красоты «Ете кыз», этнической группы «Талир тенкә» и общественной организации совета старейшин женщин «Ағинәйҙәр ҡоро» города Сибая. После окончания БГПИ (1978) работает учителем в школах Хайбуллинского района, различных образовательных учреждениях г.Сибая. Организовала персональные выставки работ по войлоку, лоскутному шитью, женскому национальному костюму в республике, по России и Турции.
А.С. Гайнуллина вносит весомый вклад в сохранение, развитие и пропаганду башкирского сказительского искусства, оказывает методическую помощь башкирам, проживающим в различных регионах РФ. За свою работу неоднократно поощрялась благодарственными письмами и почетными грамотами. В 2014 году ей присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РБ».
В 2017 году за многолетний, плодотворный труд она удостоилась премии правительства РФ «Душа России» в номинации «Традиционная народная культура».

11. ОРГАНИЗАЦИЯ, ИМЕЮЩАЯ ОТНОШЕНИЕ К ОНН
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центр народной культуры и досуга» открыт в г. Сибай в 2003 году. Здесь работают клубные и досуговые формирования, с охватом около 700 человек. Представлено более 10 разновидностей жанров художественной самодеятельности. 8 творческих коллективов художественной самодеятельности Центра народной культуры и досуга имеют звания «народный» и 1 «образцовый». Они ведут активную концертную деятельность, участвуют во всех значимых мероприятиях города и республики, выезжают за пределы республики.
Целью и задачами учреждения является организации досуга и приобщения жителей муниципального образования к творчеству, культурному развитию и самообразованию, любительскому искусству и ремеслам, а также удовлетворение общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры, поддержки любительского художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения, организации его досуга и отдыха.

Наименование: МБУК «Центр народной культуры и досуга»
Тип ответственности: Исследователь
Местонахождение: Республика Башкортостан, город Сибай, ул. Чайковского, 30.

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия
Тип ответственности: Исследователь
Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Технология изготовления «Янсык»